Меню

Ножи выживания и мачете

Ножи выживания изначально появились в авиации, где использовались как средство экстренного покидания машины, уже приземлившейся в аварийном режиме. "Жесткая" встреча с землей достаточно часто деформировала люки, что требовало изготовления импровизированных выходов в непредназначенных для этого зонах металлического фюзеляжа. За подобными изделиями закрепился американский акроним ASEK – Aircrew Survival / Egress Knife, что можно перевести как "нож для выживания и экстренного покидания борта".

Наибольшее распространение указанное направление получило в ВВС США во второй половине XX века, хотя еще в 1941 году приняли на снабжение летных экипажей бомбардировщиков Хенкель т.н. "бортовое мачете" (Bordmachete fur Fliegerbesatzungen, Einfuhrungsjahr 1941). Чиновники Люфтваффе, утверждавшие образец, явно находились под влиянием художественных произведений про пиратов: мачете представляло собой саперный тесак с двухрядной пилой на обухе расширяющего к острию изогнутого клинка, длиной 410 мм. Он венчался рукоятью со стальным затыльником и накладками из бука на двух заклепках, а также мощной S–образной крестовиной.

Бортовое мачете обр. 1941 г.
Бортовое мачете обр. 1941 г, экипажей немецких бомбардировщиков Heinkel

Одним из первых, еще в 1934 году, на снабжение летных экипажей США в тропиках в составе джунглевого спасательного комплекта (Kit, Jungle Emergency) попал мачетеподобный боуи с клинком длиной 356 мм – Collins No. 18. Столь крупногабаритное изделие вызывало существенные неудобства для летчиков небольших самолетов: нож пытались прикреплять на голень и даже на пояс, что совершенно не помогало управлению самолетом.

С 1942 года летный спасательный комплект В–2 пополнился складным мачете типа А–1 с кожаными ножнами пистолетного типа. Мачете концептуально напоминало полускладной нож – в сложенном положении клинок входил в рукоять менее чем наполовину. Клинок имел скругленный конец, а для защиты от травм выступающей частью клинка использовался специальный металлический чехол, надеваемый на лезвийную часть перед его складыванием. Из–за негативных отзывов летчиков и по результатам тестов, проведенных в 1944 году, складной мачете был существенно переделан. Что, впрочем, не улучшило его свойств – в 1944 году военные от него отказались. Будучи незаменимым в джунглях, на роль средства самоэвакуации мачете подходило плохо.

Складное мачете А-1
Штатное аварийно-спасательное мачете A-1 летных экипажей ВВС США

Комплектация спускаемых космических аппаратов тоже не обошлась без мачете на случай нерасчетных траекторий приземления. В целях безопасности при возникновении пожара на борту, произведенное фирмой Case "космическое" мачете имеет рукоять из алюминиевого сплава.

Отчасти дефицит специальных инструментов удавалось покрыть за счет закупок в годы войны складных моделей. ВМФ США закупал для летчиков массивную (152 мм в сложенном состоянии) двухпредметную модель фермерского сконцевого складного ножа, известную как Giant (Jumbo) Jack Knife или Navy Pilots, 6". На противоположных концах рукояти модели размещался клинок с дополнительным консольным стопором и откидная пила, иногда с отверткой на конце, вместе со скобой для стропы. Нож комплектовался парусиновыми поясными ножнами и, в целом, недурно справлялся с возложенными на него функциями. В 1944 году, с принятием на снабжение спасательного жилета С–1 (Vest, Emergency Sustenancy, Type C–l) он даже некоторое время являлся штатной единицей спасательного снаряжения пилота наряду со складным мачете, которым, впрочем, летный состав перестал пользоваться уже в середине 1940–х годов.

Создание специального ножа для пилотов подстегнула корейская война. Нож для пилотов реактивной авиации (Jet Pilot Knife) был разработан в 1957 году Marbles Arms Corporation совместно с Бюро по вооружению ВМФ США. Требования были достаточно жесткие: помимо возможности справляться с густым тропическим подлеском и забить гвоздь в 50–ти миллиметровую доску, нож должен был эффективно выпиливать части фюзеляжа самолета и вертолета для изготовления импровизированных люков. Именно последняя задача вызвала наибольшие производственные сложности, но на Marbles путем проб и ошибок подобрали подходящий профиль зуба пилы, наносимой на обух клинка. Предписывалось сперва пробить клинком длиной 152 мм в борту ряд отверстий, а затем делать пропилы между ними, используя развитый ограничитель в качестве упора. Клинок, ограничитель и стальная головка–винт, закреплявшая наборную кожаную рукоять, воронились во избежание коррозии. Нож комплектовался кожаными ножнами с ременной петлей для ношения на поясном ремне и с карманом на передней их части для оселка. Marbles Arms Corporation, однако, подвела жадность – выставленную на нож цену посчитали чрезмерной, в результате чего контракт достался пришедшей на все готовое Camillus Cutlery Company.

Нож выживания пилотов ВВС США
Штатный нож выживания пилотов ВВС США (Jet Pilot Knife)

Модель Camillas практически полностью копировала разработку Marbles: разве что была дешевизны ради сделана погрубее, да воронение клинка и металлических деталей прибора было заменено фосфатированием. Вместо технологически трудоемкого резьбового соединения головки с хвостовиком был применен более простой метод крепления – на заклепку. В таком виде Knife Hunting, Sheathed, Survival, Pilots, MIL–K–8662 просуществовал 5 лет, несмотря на массовое недовольство самих пилотов реактивных самолетов, которым нож при перегрузках безжалостно наминал ребра.

В 1962 г. голос американских тружеников неба был услышан: появилась новая модификация, учитывающая, что к 1960–м годам флотские летчики перешли от ношения спасательных поясов к спасательным жилетам. Наиболее крупные переделки коснулись ножен: их жесткость была повышена за счет вшитой пластины из алюминиевого сплава, исчез карман для оселка и петля для ношения на поясе: ее заменила серия отверстий по периметру ножен для их пришивания на жилет. Длина клинка ножа сократилась до 127 мм, а на рукоять добавилась тонкая нейлоновая стропа для крепления ножа к ножнам во избежание случайной потери.

Не оставались в стороне и частники. Так, популярная модель 18 "Attack/Survival" от Randall, несмотря на воинственное название, появилась на основании рисунка, присланного на фирму в 1963 году капитаном Джоржем Инграхэмом из 94–го Медицинского соединения армии США. Разработка предназначалась в качестве ножа выживания для пилотов и экипажей вертолетов: помещенная на обухе пилка предназначалась для прорезания дюралевых бортов и плексигласовых колпаков при неудачном приземлении. Модель 15 "Airman" той же фирмы также создавалась в качестве ножа выживания для летного персонала.

Нож выживания морской пехоты США
Произвольный многоцелевой нож выживания летного состава и корпуса морской пехоты США

Последняя модификация коснулась этой модели уже в 1967 году, когда свою часть этого пирога удалось получить еще одному подрядчику – компании Ontario. Ontario и Camillus до сих пор производят эту модель в мало изменившемся виде.

В феврале 2002 года армейский центр по закупкам USA объявил конкурс на выбор поставщика для нового ножа ASEK. В качестве официальных причин модификации указывалось, что прежний Jet Pilot Knife, позаимствованный армейской авиацией у флотской, перестал отвечать требованиям военных. Краткое резюме из обязательных функциональных требований к новому ножу: возможность работы одной рукой, причем как правой, так и левой; исключение ножнами риска нанесения травмы как от ножа, так и от частей самих ножен; возможность надежного крепления в ножнах, в том числе рукоятью вниз, и способность удерживаться в ножнах при аварийных перегрузках до 20g; огнеупорность и низкая плавкость; возможность пробить ножом, удерживаемым любой рукой, плексигласовый колпак; возможность резать стропы и привязные ремни используемых в армии США стандартов, в т.ч. за счет дополнительных элементов и приспособлений; наличие в рукояти отверстия под страховочную стропу; возможность работать в качестве молотка, причем с ножнами в качестве рукояти; возможность использования в качестве рычага; возможность прорезать на метр авиационную обшивку из алюминиевого сплава без промежуточной подточки; возможность эффективно пилить древесину; иметь в районе пятки участок серрейторной заточки для резки веревок и тканных материалов высокой износостойкости; исключать возможность поломки при падении под любым углом на твердую поверхность с высоты плеч; возможность вскрытия фюзеляжа и длительной полевой работы без существенных повреждений; иметь износостойкую режущую кромку без серрейтора; иметь выраженное острие; иметь рукоять, позволяющую правильно позиционировать нож вслепую и в авиационных перчатках; не должен привлекать визуальное внимание и производить шум при извлечении из ножен или вкладывании в ножны; быть коррозионностойким или иметь коррозионностойкое покрытие; материал рукояти и ножен не должен деградировать под действием солнца, воды, снега или температур в интервале от – 46 градусов С до + 71 градуса С; клинок и прочие части не должны становиться хрупкими до температуры – 46 градусов С; в массовом производстве стоимость образца за единицу не должна превышать $60; нож в состоянии поставки должен быть острым, мог быть заточен летным экипажем, иметь прочное заточное приспособление. Ну и немного необязательных: иметь шило и/или отвертку; иметь диэлектрическую рукоять; иметь место для крепления страховочной скобы.

Контракт достался американской Ontario Knife Co. В апреле 2004 года было официально объявлено, что летные экипажи армии США получили новую "ножевую систему" – U.S. military Aircrew Survival Egress Knife system.

Штатная система ASEK
Штатная система ASEK летных экипажей армии США

В СССР фактически до 1980–х годов летчики, в том числе выполнявшие интернациональный долг, штатного ножа не имели, довольствуясь либо обычными серийными моделями, либо самоделками. Только в 1983 году, в разгар войны в Афганистане, для снабжения летчиков военно–воздушных сил была разработана складная модель, выпускавшаяся вплоть до 1991 г. Концептуально она напоминала американский фермерский складной нож, использовавшийся в годы Второй мировой. Разница была только в компоновке: нож был однобочковый и двухпредметный: клинок с фиксатором и пила с отверткой крепились на одной стороне (с одного бока), а скоба под страховочную стропу – с другого. Пила по металлу имела два ряда зубьев (для резки дюралевой обшивки самолета и оргстекла), отвертку "под шлиц" и паз для подтягивания различной шнуровки.

Аварийно-спасательный нож, СССР.
Штатный аварийно–спасательный нож, входил в состав НАЗа, СССР.

Для нужд летного состава ВВС СССР в комплекты летного НАЗ вместе с аварийно–спасательной моделью складного двухпредметного ножа вошло и мачете, произведенное заводом "Звезда" (Нижегородская обл.). Его модифицированная версия входила и в состав НАЗа "Гранат–6", разработанного в интересах космонавтов. Мачете выполнялось с клинком в виде прямоугольного треугольника для удобства использования в качестве приклада, – "вершина" его крепилась в рукоять, имевшую узел крепления с рукоятью пистолета ТП–82, а заточка осуществлялась по "гипотенузе". Функциональность мачете вызывала множество нареканий, ввиду явного неудобства. Что, впрочем, не особо беспокоило разработчиков, девизом которых служил лозунг: "армия требует того, что хочет, а мы даем то, что ей надо".

Нож-мачете космонавтов, СССР.
Мачете из НАЗа авиационных и космических экипажей, СССР.

Источник: "Армейский короткий клинок ХХ века","Ножи боевые и универсальные", автор А. Мак. Сайт автора: http://mak.su/.

Вас может заинтересовать:


Оставить сообщение...


Ваше имя (ник)

E-mail (не показывается)

Ваше сообщение

К сведению...

Поисковая работа в целях выявления воинских захоронений и не погребенных останков, нахождения вооружения и военной техники, а также другого имущества, имеющего военно-историческое значение, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 14.01.1993 N 4292-1.

Вас может заинтересовать: