Меню

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. по делу N 1853

Судья Харитонов Д.М.

04 марта 2015 года судья Московского городского суда Харитонов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ч. на постановление Останкинского районного суда г. Москвы от 26 декабря 2014 г. которым Ч. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, с конфискацией "куфического дирхема" размером 2.2x2.4 см массой 2.25 г.

установил:

21 августа 2014 г. Управлением Минкультуры России по ЦФО в ходе осмотра территории **** - участков с кадастровыми номерами N ****, N ****, N ****, расположенных на земельном участке, смежном с **** археологическим комплексом по ул. **** в г. **** Московской области, были обнаружены пять шурфов, размером 1 м на 1 м, глубиной от 30 до 50 см, ориентированных по сторонам света. Рядом с шурфами были расположены отвалы земли, вынутые из данных шурфов. Около шурфов расположены реперы в виде металлической арматуры и деревянных реек. Было установлено, что Ч. проводились археологические разведки без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа). При этом Ч. 09.07.2014 года в ходе вышеуказанных работ, в процессе выборки грунта в разрезе N 11 катены N 2 была обнаружена серебряная монета - куфический дирхем (предположительно XI века).

Останкинским районным судом г. Москвы постановлено изложенное выше определение, об отмене которого просит Ч. по доводами жалобы.

Исследовав представленные материалы дела, выслушав объяснения Ч., поддержавшего доводы жалобы, проверив доводы жалобы, не усматриваю оснований для отмены постановления суда.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).

Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 настоящей статьи.

Порядок выдачи разрешений (открытых листов), приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

Решение о выдаче разрешения (открытого листа) или об отказе в его выдаче принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия с учетом заключения Российской академии наук о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом и методами исследования. В случае выдачи разрешения (открытого листа) лицу, осуществлявшему археологические полевые работы на основании ранее выданного разрешения (открытого листа), новое разрешение выдается при условии принятия на хранение в Архивный фонд Российской академии наук научного отчета о выполненных археологических полевых работах.

Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).

Согласно п. 7 ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" видами археологических полевых работ являются археологические разведки, археологические раскопки, археологические наблюдения
1) археологические разведки - проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;
2) археологические раскопки - проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;
3) археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.

При этом археологические раскопки и археологические полевые наблюдения осуществляются в отношении уже известных объектов культурного наследия. Археологические разведки, напротив, с целью отыскания возможных новых ранее не обнаруженных объектов археологии.

В соответствии с п. 10. ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.

Как следует из Постановления Правительства N 127 от 20.02.2014 N 127 "Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия" открытые листы выдаются Министерством культуры Российской Федерации с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом их проведения и методами исследования и подтверждают право на проведение одного из следующих видов археологических полевых работ: а) археологические разведки; б) археологические раскопки; в) археологические наблюдения.

Статьей 7.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом).

Из материалов дела следует и судьей установлено, что в Управление Минкультуры России по ЦФО (далее - Управление) поступило письмо из Министерства культуры РФ N 1994-12-06 от 05 августа 2014 г., в котором было дано поручение об организации проверки информации, поступившей от жителей мкр. ****, г. **** о том, что на территории "Бурковских полей" в мкр. ****, Московской области города **** (кадастровые номера земельных участков N ****, N ****, N ****) проводятся незаконные археологические полевые работы (разведки, раскопки) гр. Ч. на основании договора с ООО "ЖК ИНВЕСТ" и ООО "ГранельДевелопмент".

В ходе проверки указанных сведений Управлением было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами N ****, N ****, N **** 0 под размещение будущей застройки принадлежат компании ООО "ЖК ИНВЕСТ", застройщиком выступает ООО "Гранель". Письмом от 15 мая 2013 г. N 16-2059/01-02-26 Министерство культуры Московской области в целях выявления объектов археологии на вышеуказанных территориях проинформировала ООО "ЖК ИНВЕСТ" о необходимости проведения археологического исследования. 15 мая 2014 г. между ООО "Гранель" и РБОО ЦТРК "Преображенское" был заключен договор N 31/0414 на выполнение научно-исследовательских археологических и историко-ландшафтных работ, согласно которому РБОО ЦТРК "Преображенское" гарантирует наличие у него необходимых лицензий и полномочий на проведение таких работ, а также обязуется получить разрешительное письмо на проведение работ в Министерстве культуры Московской области. В соответствии с договором целями работ является: производство археологического исследования (шурфовка и др. виды работ); производство историко-ландшафтного изучения данной территории как сопредельной с Бурковским комплексом объектов археологического наследия и оказывающей влияние на сохранность последнего.

21 августа 2014 года Управление Минкультуры России по ЦФО в присутствии представителя ООО "Гранель" А. произвело осмотр территории "Бурковского поля", на которой предполагается застройка, участки с кадастровыми номерами N ****, N ****, N ****, расположенные на земельном участке, смежном с Бурковским археологическим комплексом по ул. ****, что подтверждается письмом Министерства культуры Московской области.

Осмотром указанной территории были обнаружены 5 (пять) шурфов, размером 1 м на 1 м, глубиной от 30 до 50 см, ориентированных по сторонам света. Рядом с шурфами были расположены отвалы земли, вынутые из данных шурфов. Около шурфов расположены реперы в виде металлической арматуры и деревянных реек, что свидетельствует о ведении почвенных работ (разведок или раскопок).

По пояснениям представителя ООО "Гранель" А. данным в ходе осмотра, обнаруженные шурфы были заложены в ходе работ по договору с РБОО ЦТРК "Преображенское".

09 июля 2014 года в ходе вышеуказанных работ, в процессе выборки грунта в разрезе N 11 катены N 2 была обнаружена серебряная монета - куфический дирхем (предположительно XI века), которая была передана Ч. в МУК "Музейно-выставочный комплекс "Волоколамский Кремль", что является нарушением п. 13 ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" согласно которого все изъятые археологические предметы передаются в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации, а МУК "Музейно-выставочный комплекс "Волоколамский Кремль" является не государственным, а муниципальным учреждением и не может рассматриваться как хранилище государственной части Музейного фонда.

Найденный куфический дирхем был добровольно выдан в качестве вещественного доказательства директором МУК "Музейно-выставочный комплекс "Волоколамский Кремль" И., о чем имеется акт приема-передачи.

В соответствии с экспертным заключением отдела полевых исследований Института археологии РАН, работы осуществляющие Ч. от имени РБОО ЦТРК "Преображенское" носили характер археологических полевых работ, в частности разведок. Согласно ответа Института археологии РАН, Ч., является доктором исторических наук, работает в Институте археологии РАН в должности ведущего научного сотрудника сектора археологии РАН.

Таким образом, Ч. знал о необходимости осуществления работ только на основании разрешения - открытого листа.

Согласно ст. 45.1 Закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" археологические полевые работы проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа). Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

Пунктом 6 ст. 45.1 Закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено обязательное информирование органа охраны объектов культурного наследия о предстоящих археологических работах не позднее, чем за 5 рабочих дней до их начала.

РБОО ЦТРК "Преображенское" необходимо было получить разрешение (открытый лист) на имя физического лица, состоящего в трудовых отношениях с РБОО ЦТРК "Преображенское", а именно на имя Ч., и как следует из Положения о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации, утвержденного постановлением Бюро отделения историко-филологических наук РАН от 27 ноября 2013 г. N 85, до начала проведения археологических полевых работ, а также уведомить о предстоящих археологических работах Министерство культуры Московской области. Также данное обязательство было предусмотрено Сметой (приложение N 3 к договору), согласно которой получение разрешения входило в раздел 1 Предварительные научно-исследовательские работы.

Ч. знал и имел возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, Ч. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.15. КоАП РФ.

Факт административного правонарушения и вина Ч. в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, договором на выполнение научно-исследовательских археологических и историко-ландшафтных работ между ООО "Гранель" (заказчик) и РБОО Центр традиционной русской культуры "Преображенское", согласно которого целью работ является изучение данной территории в двух аспектах - производится археологическое исследование (шурфовка и др. виды работ), на предмет наличия или отсутствия объектов археологического наследия, производится историко-ландшафтное изучение данной территории как сопредельной с Бурковским комплексом объектов археологического наследия и оказывающей влияние на сохранность последнего; плановым заданием на проведение работ, сметным расчетом на проведение работ, сметой, лицензией РБОО Центр традиционной русской культуры "Преображенское", протоколом осмотра территорий, протоколом изъятия, справкой о характере работ РБОО Центр традиционной русской культуры "Преображенское" на территории Бурковского поля, заключением эксперта Государственного научно-исследовательского института реставрации, заключением документарной экспертизы Института археологии Российской академии наук, протоколами допроса свидетелей Х., К., Ч., Р., И., М.М., М.А. и др. материалами дела, не доверять которым оснований не имеется.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Ч. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ.

Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.

Выводы судьи о виновности Ч. в совершении административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.

В ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Ч. в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.

Доводы жалобы о том, что земельные участки с кадастровыми номерами N ****, N ****, N **** ограничений и обременений, связанных с объектами культурного наследия, не имеют и дирхем является случайной находкой на этой земле опровергается материалами дела, в связи с чем не может служить основанием для отмены постановления суда.

Довод жалобы заявителя о том, что судом не было удовлетворено ходатайство Ч. о запросе сведений об ограничениях и обременениях, связанных с наличием (отсутствием) объектов культурного наследия на рассматриваемом земельном участке, не может служить основанием для отмены постановления суда. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения. Как следует из материалов дела, письменное ходатайство о запросе сведений об ограничениях и обременениях, связанных с наличием (отсутствием) объектов культурного наследия на рассматриваемом земельном участке поступившее от Ч. судом первой инстанции рассмотрено и вынесено определение об отказе в удовлетворении. При таких обстоятельствах, суд второй инстанции считает, что нарушений права на защиту в части отказа в удовлетворении заявленного ходатайства, по делу допущено не было.

Доводы жалобы на постановление судьи по существу не содержат новых аргументов, которые бы не исследовались судьей районного суда, эти доводы направлены на переоценку доказательств, которые исследовались судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении и получили надлежащую оценку по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.

Административное наказание назначено судом Ч. в пределах санкции ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление Останкинского районного суда г. Москвы от 26 декабря 2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ, в отношении Ч. - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Вас может заинтересовать:


Оставить сообщение...


Ваше имя (ник)

E-mail (не показывается)

Ваше сообщение

К сведению...

Собственник земельного участка или иного имущества, где был сокрыт клад содержащий вещи, относящиеся к культурным ценностям, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада.

Вас может заинтересовать: