Меню

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 44

п.3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Комментарий...

"Комментарий к Конституции Российской Федерации" (2–е издание, под ред. В.Д. Зорькина, "Норма", "Инфра–М", 2011)

Предусмотренная ч. 3 ст. 44 Конституции обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в полной мере корреспондирует положениям Декларации принципов международного культурного сотрудничества 1966 г., в соответствии со ст. 1 которой "каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять". Соответствующая конституционная ("культурная") обязанность имеет своей целью сохранение как духовных, так и материальных культурных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Закрепление рассматриваемой безусловной конституционной обязанности предполагает и надлежащее правовое регулирование отношений в области сохранения (и в том числе государственной охраны) объектов исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, сохранность которых гарантируется государством и закрепляется законом в интересах настоящего и будущего поколений.

В настоящее время на реализацию указанной конституционной обязанности направлен Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который регулирует отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, устанавливает особенности владения, пользования и распоряжения указанными объектами как особым видом недвижимого имущества; определяет порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия, а также формирует общие принципы государственной охраны данных объектов.

К объектам культурного наследия, в том числе памятникам истории и культуры народов Российской Федерации, относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно–прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 указанного Закона).

В соответствии с Конституцией и действующим гражданским законодательством объекты культурного наследия могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, а также в муниципальной и частной собственности (ст. ст. 8, 35 Конституции, ст. ст. 209, 212 ГК). При государственной регистрации договора купли–продажи объекта культурного наследия (либо выявленного объекта культурного наследия) новый собственник принимает на себя обязательства по его сохранению, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект (п. 4 ст. 48 Закона). Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия должны в силу прямого указания в законе учитываться сторонами и при заключении договоров аренды и безвозмездного пользования указанными объектами. В таких договорах в качестве существенного условия обязательно указываются включенные в реестр сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, и требования к его сохранению в соответствии с законом. Обязательным условием заключения договора аренды (безвозмездного пользования) объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия (ст. 55 Закона), которое включает в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные обеспечивающие сохранность объекта требования.

Неисполнение предусмотренной ч. 3 ст. 44 Конституции обязанности может повлечь в случаях, предусмотренных законом, наступление неблагоприятных правовых последствий, заложенных в механизме правового воздействия различных отраслей российского права. Так, в соответствии с действующим гражданским законодательством предусмотрено прекращение права собственности на те культурные ценности, которые собственник (частный) бесхозяйственно содержит. В силу ст. 240 ГК принудительный выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей допускается при наличии следующих условий: 1) культурные ценности отнесены в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством; 2) в судебном порядке установлено, что собственник не просто бесхозяйственно содержит указанные ценности, но и создает реальную угрозу утраты ими своего значения. При наличии этих условий судом может быть принято решение об изъятии культурных ценностей у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

Нормы ст. 240 ГК получили законодательное развитие в положениях Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В частности, его ст. 54 предусматривает возможность изъятия объекта культурного наследия, включенного в реестр, у собственника, не выполняющего требований к сохранению объекта культурного наследия или совершающего действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения. Решение об изъятии у собственника, содержащего данный объект ненадлежащим образом, принимается судом по иску соответствующих органов охраны объектов культурного наследия (федеральных, субъектов РФ, органов местного самоуправления). Однако практика применения данных положений Закона, которые, по сути, содержат все юридически необходимое для сохранения и защиты памятников от вандализма, весьма незначительна.

За нарушение закрепленной ч. 3 ст. 44 Конституции обязанности возможно привлечение не только к гражданско–правовой, но также к административно–правовой и уголовно–правовой ответственности. Так, в КоАП предусмотрено применение мер административного характера при нарушении требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны (ст. ст. 7.13 – 7.16). Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164), и уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243).


НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (часть II)

Статья 217

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

п. 23. вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов;


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно–прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее – объекты археологического наследия);

ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово–паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.


УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 164. Хищение предметов, имеющих особую ценность

1. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения –

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. То же деяние:

а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162–ФЗ;

в) повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, указанных в части первой настоящей статьи, –

наказывается лишением свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий...

"Проблемы множественности преступлений против культурных ценностей". Уголовное право. 2012. N 2. С. 51. Клебанов Лев, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук, доцент.

Одним из наиболее острых вопросов уголовно–правовой охраны культурных ценностей является возможность привлечения лица к уголовной ответственности за незаконные археологические раскопки. Такие действия могут образовывать реальную совокупность хищения культурных ценностей (ст. 164 УК РФ) и уничтожения или повреждения памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ). В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия (археологические полевые работы) проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, разрешения (открытого листа) на право проведения работ определенного вида на объекте археологического наследия. Физические и юридические лица, проводившие археологические полевые работы, в течение трех лет со дня выполнения работ обязаны передать все обнаруженные культурные ценности (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко–культурную ценность) на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда РФ (ст. 49 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"). В соответствии со ст. 14 того же Федерального закона музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, являются государственной собственностью.

К памятникам относятся в том числе частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия). Согласно ст. 4 данного Закона, объекты археологического наследия относятся к культурным объектам федерального значения. В соответствии со ст. 49 Закона объекты археологического наследия находятся в государственной собственности.

Если считать, что объекты археологического наследия априори находятся в государственной собственности (а это напрямую вытекает из действующего законодательства), то незаконные археологические раскопки, направленные на поиск, завладение такими ценностями или увенчавшиеся таким завладением, должны квалифицироваться как хищение культурных ценностей (при установлении всех признаков хищения) и при наличии к тому оснований как уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, ведь в процессе незаконных археологических раскопок уничтожаются ценнейшие объекты археологического наследия, культурный слой, который тоже является памятником истории и культуры, тем более что, согласно ч. 2 ст. 233 Гражданского кодекса РФ, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность.

Такой вывод позволяет в полной мере использовать потенциал действующего уголовного законодательства в деле сохранения археологического наследия страны вопреки утверждениям о якобы пробельности УК РФ в этом вопросе. Справедливость предлагаемого нами решения подтверждается и правоприменительной практикой. Так, в Шигонский районный суд Самарской области направлено уголовное дело по обвинению Яковлева и Слободчикова в совершении преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 164 УК РФ. Следствием установлено, что обвиняемые 19 ноября 2010 г., прибыв с металлоискателями и лопатами на территорию объекта археологического наследия Самарской области "Муранское селище", отыскали и похитили 112 предметов (в том числе монеты и украшения), представляющие особую историческую и научную ценность и являющиеся государственной собственностью. По другому делу С. и К. признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 243 УК РФ. Их преступные действия выразились в том, что, находясь на территории археологического объекта, признанного памятником федерального значения, они раздробили (судя по всему, в ходе раскопок. – Л.К.) на мелкие части бивни и скелет мамонта, чей возраст насчитывал около 23 тысяч лет (!). Материальный ущерб составил 138 тыс. руб.

Статья 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры

1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, –

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 06.05.2010 N 81–ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, –

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 06.05.2010 N 81–ФЗ)

Комментарий...

1. Преступление посягает на общественную нравственность в области духовной и культурной жизни.

2. Ответственность наступает только при совершении противоправного деяния в отношении памятников истории и культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность.

Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную и иную культурную ценность. К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения по представлению Правительства РФ утверждается Президентом РФ (Указ Президента РФ от 20.02.95 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения").

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и культурного происхождения (ст. 25 Федерального закона от 15.02.95 N 33–ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

Предметами и документами, имеющими историческую или культурную ценность, признаются предметы и документы, отражающие исторические события в жизни народов, историю развития науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся исторических личностей. Материальными носителями исторической или культурной информации могут быть предметы и фрагменты, полученные в результате археологических раскопок, художественные ценности (картины и рисунки, иконы, редкие рукописи, архивы и пр., взятые под охрану государством как памятники истории и культуры).

3. Уголовное преследование может начаться при уничтожении или повреждении предметов или объектов, указанных в ст. 243.

Уничтожение означает истребление, разрушение, полную ликвидацию (сожжение, уничтожение путем взрыва и т.п.), когда предмет или объект прекращает свое физическое существование или становится полностью непригодным для целевого использования.

Под повреждением понимается порча указанных предметов, объектов или документов, при которой их целевое использование возможно только после реставрации, ремонта, восстановления, а равно в случаях, когда их ценность значительно снижена из–за утери отдельных фрагментов или изменения свойств предмета или объекта.

4. Преступление считается оконченным с момента уничтожения или хотя бы повреждения памятника истории, культуры, природного комплекса или объекта, взятого под охрану государства, либо предмета или документа, имеющего историческую или культурную ценность.

5. Необходимо наличие умысла: виновный осознает, что уничтожает или повреждает памятник истории, культуры, природный комплекс или объект, взятый под охрану государства, либо предмет или документ, имеющий историческую или культурную ценность, предвидит, что в результате они прекратят свое существование или полностью утратят свою ценность либо будут повреждены, и желает наступления таких последствий или сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. Мотивы и цели на квалификацию преступления не влияют.

6. Привлекается к ответственности любое лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. Указанные во второй части особо ценные объекты или памятники общероссийского значения, отнесенные к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения перечислены в Указе Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации".

Статья 244. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения

1. Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, –

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162–ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом;
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211–ФЗ)

в) с применением насилия или с угрозой его применения, –

наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 70–ФЗ)

Комментарий...

1. Преступление посягает на общественная нравственность в сфере уважительного отношения к памяти умерших.

2. Характеризуется следующими действиями:

надругательство над телами умерших, т.е. глумление над телом человека после его смерти и до захоронения, извлечение человеческих останков из могилы, обнажение или расчленение трупа, самовольное перезахоронение останков, извлечение предметов, связанных с ритуалом погребения, и т.п.;

уничтожение мест захоронения (могил, в том числе и братских, склепов, кладбищ, мест упокоения урны с прахом), надмогильных сооружений (надгробных плит, памятников, крестов и других надгробий, могильных оград и т.д.) или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением или поминовением их памяти (церкви, часовни, ритуальные залы крематориев) означает их полное разрушение и невозможность восстановления;

повреждение указанных предметов означает такое изменение их внешнего вида, которое требует существенных затрат на восстановление (например, удаление креста с могилы, повреждение ограждения, частичное удаление могильного холмика, взлом двери часовни);

осквернение названных выше предметов - это нанесение непристойных надписей, рисунков, оскорбительных символов на надмогильных сооружениях, стенах церемониальных кладбищенских зданий, а также совершение непристойных, глумливых действий на указанных местах, в указанных зданиях и непосредственно возле них, если сами действия или их последствия воспринимались другими лицами.

3. Преступление признается совершенным с момента начала совершения любого из рассмотренных действий.

4. Обязательно наличие прямого умысла: виновный осознает, что совершает действия, означающие надругательство на телом умершего, либо что он уничтожает, повреждает или оскверняет места захоронения, надмогильные сооружения или церемониальные кладбищенские здания, и желает совершить такие действия. Цели и мотивы имеют факультативное значение. Однако уничтожение или повреждение указанных предметов, совершенное из хулиганских побуждений, следует квалифицировать по ч. 2 ст. 167 УК.

5. К ответственности привлекаются лица по достижении возраста 16 лет.


КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 7.15. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения

1. Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116–ФЗ)

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц – от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116–ФЗ)

Вас может заинтересовать:


Оставить сообщение...


Ваше имя (ник)

E-mail (не показывается)

Ваше сообщение

К сведению...

Клад - зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право.

Вас может заинтересовать: