Меню

В конце 2012 года депутатом Государственной Думы ФС РФ Н.В. Левичевым был внесен на рассмотрение законопроект способный изменить взгляд на кладоискательство, как на хобби, и взять под полный контроль свободный поиск сделав его лицензируемым видом деятельности (как торговлю оружием).

Сама по себе идея регулирования увлечений, даже под предлогом сохранения культурного наследия, вызывает недоумение, почему бы также не "взять на короткий поводок", к примеру, филателистов, ведь среди их коллекций встречаются уникальные экземпляры марок, которые могут быть безвозвратно утрачены для истории...

К счастью депутат не довел до завершения инициативу отозвав 17.10.2013 свое творение до его рассмотрения Советом Гос. Думы, иначе мы могли бы оказаться вне закона.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ВВЕДЕНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАЛЛОИСКАТЕЛЕЙ, ДЕТЕКТОРОВ НЕОДНОРОДНОСТИ ПОЧВ И ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ПОИСКОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И (ИЛИ) АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ"

В октябре 2011 г. Россия ратифицировала Европейскую конвенцию об охране археологического наследия (мальтийская) от 16 января 1992 г., и с апреля 2012 г. Конвенция начала действовать на территории нашей страны. Одним из главных положений данного соглашения является требование строгого научного контроля над проведением археологических раскопок и производства раскопок в соответствии с современными методиками археологической науки на основании специально выдаваемых разрешений. Статья 3 Конвенции закрепляет, что государство обязано предотвращать любые незаконные раскопки или изъятие элементов археологического наследия, обеспечивать, чтобы раскопки и другие потенциально разрушительные методы велись и применялись только квалифицированными специалистами, получившими на то специальное разрешение, а также обусловливать конкретным предварительным разрешением использование металлоискателей или любого другого оборудования или процесса для ведения поиска в ходе археологических изысканий, когда это предусматривается внутренним правом государства.

Вопрос о специальном государственном контроле за использованием металлоискателей ставился еще в рекомендациях Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 1 июля 1981 г. N 921 "О металлоискателях и археологии". Парламентская Ассамблея Совета Европы выразила обеспокоенность по поводу растущей для археологического наследия угрозы, связанной с ростом рынка металлоискателей в Европе и их широким бесконтрольным применением (ст. 2), обеспокоенность тем, что действующее законодательство в большинстве государств-членов и его реализация не достаточны для предотвращения разрушения археологического наследия (ст. 9), и рекомендовала Комитету Министров в срочном порядке рассмотреть вопрос о принятии для правительств рекомендации по лицензированию или регистрации пользователей металлоискателей (ст. 14).

В настоящее время соответствующие нормы о контроле за использованием металлоискателей предусмотрены национальным законодательством многих зарубежных стран. Так, французский Кодекс культурно-исторического наследия (Code du patrimoine) устанавливает запрет на использование без специального предварительного разрешения металлодетекторов для поиска металлических предметов с целью изучения памятников и объектов, представляющих интерес для истории и археологии (ст. L542-1), при этом любая реклама металлодетекторов должна сопровождаться напоминанием об ограничениях на их использование и об ответственности за нарушение этих ограничений (ст. L542-2). Закон Республики Польша о защите памятников и уходе за памятниками (Ustawa o ochronie zabytkow i opiece nad zabytkami) требует получения разрешения со стороны воеводства для поиска с использованием всех видов электронных устройств и технического, а также оборудования для дайвинга скрытых или брошенных движимых памятников, включая памятники истории и археологические объекты (п. 12 ч. 1 ст. 36). Закон об историческом наследии Андалусии (Ley 14/2007, de 26 de noviembre, del Patrimonio Hist rico de Andalucia) предусматривает авторизацию детекторов и других инструментов и устанавливает, что для использования металлоискателей или других инструментов или методов в целях обнаружения археологических памятников необходимо получить разрешение в министерстве, отвечающем за историческое наследие. Разрешение выдается конкретному лицу, не может быть передано и должно содержать указание на территорию и период использования металлоискателей и других инструментов или методов (ст. 60). Закон Украины "Об охране археологического наследия" устанавливает, что проведение археологических разведок, раскопок, других земляных и подводных работ для поиска объектов археологического наследия или связанных с ними движущихся предметов при отсутствии предусмотренного законом разрешения, в частности на использование металлоискателей, детекторов неоднородности почвы или любого другого поискового оборудования или соответствующей технологии, является незаконным (п. 4 ст. 10).

Бесконтрольное распространение металлоискателей в России уже сейчас представляет серьезную опасность для сохранения историко-культурного и археологического наследия нашей страны. По оценкам экспертов, за 2011 год в России было продано более 2 миллионов металлоискателей. Причем граждане покупают их с явной целью - заниматься незаконными раскопками. При этом отечественные ученые-археологи уже в течение нескольких лет ставят вопрос о введении лицензирования использования металлоискателей.

Настоящий проект Федерального закона подготовлен с целью обеспечения защиты археологического наследия России, приведения национального законодательства в соответствие с положениями Европейской конвенции об охране археологического наследия и рекомендациями Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

Законопроект устанавливает, что использование металлоискателя, детектора неоднородности почв и иного специального поискового оборудования для обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов подлежит лицензированию. При этом порядок лицензирования устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия по согласованию с Российской академией наук.

Также законопроектом предлагается внести дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части закрепления юридической ответственности за незаконное использование металлоискателя, детектора неоднородности почв и иного специального поискового оборудования.

Предложения

Статья 1

Дополнить Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519) статьей 45.1 следующего содержания:

"Статья 45.1. Лицензирование использования металлоискателей, детекторов неоднородности почв и иного специального поискового оборудования, пригодного для обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов

1. Использование металлоискателя, детектора неоднородности почв и иного специального поискового оборудования для обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов подлежит лицензированию.
2. Лицензирование использования металлоискателей, детекторов неоднородности почв и иного специального поискового оборудования, пригодного для обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов осуществляется в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия по согласованию с Российской академией наук.".

Статья 2

Дополнить часть 2 статьи 1 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716) пунктом 12 следующего содержания:

"12) использования металлоискателей, детекторов неоднородности почв и иного специального поискового оборудования, пригодного для обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов.".

Статья 3

Дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1) статьей 7.15.1 следующего содержания:

"Статья 7.15.1. Незаконное использование металлоискателя, детектора неоднородности почв и иного специального поискового оборудования

1. Использование металлоискателя, детектора неоднородности почв и иного специального поискового оборудования для обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов лицом, не имеющим лицензией на данный вид деятельности, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией использованного металлоискателя, детектора неоднородности почв и иного специального поискового оборудования.

2. Использование металлоискателя, детектора неоднородности почв и иного специального поискового оборудования для обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов с нарушением условий, предусмотренных лицензией, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией использованного металлоискателя, детектора неоднородности почв и иного специального поискового оборудования".

Вас может заинтересовать:


Оставить сообщение...


Ваше имя (ник)

E-mail (не показывается)

Ваше сообщение

К сведению...

Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.

Вас может заинтересовать: