Меню

Правовой режим культурного наследия Новгородской земли: история и современность

Митина Светлана Игоревна, заведующая кафедрой теории государства и права юридического факультета Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, доктор юридических наук, доцент. "История государства и права", 2013, N 6.

Правовой режим культурного наследия как научная категория и институт юридической практики имеет самостоятельную историю становления и развития. Проблема законодательного закрепления специального статуса памятников истории и культуры государства Российского имеет многовековые корни. Указом Петра I 1718 г. о собирании вещей для Кунсткамеры было положено начало учету и сохранению объектов культурного наследия. В 1884 г. гражданским губернаторам был разослан циркуляр Министерства внутренних дел "О подтверждении распоряжений о запрещении кладоискательства и о порядке сдачи археологических находок". В дальнейшем работа по правовому закреплению государственного контроля в сфере учета и сохранения памятников истории и культуры уже не прекращалась, хотя история вносила известные коррективы в смысл и задачи соответствующей юридической практики (Сергеев А.П. Гражданско–правовая охрана культурных ценностей в СССР). В условиях же современного динамично развивающегося общества возникает необходимость уделять повышенное внимание вопросам правовой защиты объектов культурного наследия россиян.

Несмотря на общенациональную значимость, новгородские древности далеко не сразу нашли надежного опекуна в лице государства. Музей древностей при Новгородском губернском статистическом комитете был основан лишь в 1865 г. А уже в 1878 г. Губернское земское собрание вынесло постановление о его закрытии. При этом часть экспонатов оказалась просто сваленной в сарай. И только по частной инициативе великих князей Сергея и Павла Александровичей, Константина и Дмитрия Константиновичей музей был вновь возрожден и получил субсидирование.

Новгородская земля как признанный исторический центр зарождения русской государственности должна находиться на пике внимания законодателя как возможный "полигон" по отработке соответствующей правотворческой и правоприменительной практики в силу уникальности культурного слоя Великого Новгорода, наличия 500 памятников археологии, архитектуры, истории, монументального искусства, 37 из которых в 1992 г. решением XVI сессии Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО внесены в "Список Всемирного культурного наследия".

Государственный контроль за сохранением столь древнего и уникального культурного наследия не может сводиться к одному лишь поддержанию административно–правового режима. Общей для всей России является проблема неконтролируемого рынка исторических ценностей, добытых в ходе незаконных раскопок и путем скупки у населения (Кириллов А.Н. Охрана археологических объектов Удмуртской республики от несанкционированных раскопок). Дело в том, что существующее на данный момент административное, а также уголовное законодательство не обеспечивает всеобъемлющего охвата правовым регулированием тех общественных отношений, в которых в качестве объекта могут фигурировать исторические и культурные ценности. Остается слишком много правовых пробелов, обеспечивающих лазейки как непосредственно для преступников, так и для нерадивых чиновников, муниципальных служащих, не желающих осознать всю меру собственной ответственности за сохранение национального достояния.

Выходом из сложившейся ситуации может служить пример весьма эффективного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественности. Так, в мае 2011 г. в Новгородской области была проведена совместная акция по борьбе с незаконными раскопками археологических памятников. Она была организована Управлением по охране объектов культурного наследия комитета культуры Новгородской области, УМВД Новгородской области, Старорусской археологической экспедицией Новгородского государственного университета и Новгородским государственным объединенным музеем–заповедником. В задачу участников акции входило патрулирование отдельных участков и мониторинг состояния объектов археологического наследия. В случае выявления фактов проведения незаконных раскопок и разведок на памятнике археологии вызывался наряд полиции. Дела задержанных "кладоискателей" были переданы в мировой суд, который признал их виновными в правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ ("Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения"), назначил наказание в виде штрафа и конфискации металлодетекторов, лопат и наушников (общей стоимостью около 70000 рублей). При пересмотре дела в районном суде данное решение было оставлено в силе. Для археологии как науки важен сам факт квалификации судом поиска с металлодетектором как проведения археологических разведок и раскопок без получения специального разрешения (Открытого листа), вне зависимости от того, относятся или нет данные земельные участки к памятникам археологии.

Результаты правоприменительной практики свидетельствуют об активизации контроля государственных органов за осуществлением законодательно закрепленного правового режима в отношении культурного наследия. Только за текущий 2012 г. новгородскими судами было рассмотрено 6 дел о привлечении к административной ответственности за незаконные раскопки. Как следствие, поисковый пыл "незаконных археологов" значительно снизился. Однако остается проблема законодательного закрепления столь успешной правоприменительной практики. С одной стороны, усилия специалистов по сохранению археологических памятников находят подкрепление в Положении о порядке выдачи открытых листов 2009 г., разъясняющем некоторые моменты юридической практики, недостаточно четко прописанные в Федеральном законе 2002 г. N 73–ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". С другой – решение проблемы путем издания подзаконного акта сужает рамки правоприменения его ведомственным характером.

Конечно, остается резерв законотворческого потенциала субъекта Российской Федерации. Правда, в научной литературе встречается критика по поводу слабой законодательной деятельности во многих субъектах (в т.ч. и в Новгородской области), где никаких законов в развитие соответствующего федерального законодательства не принимается, а все регулирование осуществляется посредством подзаконных актов различных органов исполнительной власти (Андрюхина Э.П. Законодательство Российской Федерации о культуре. Журнал российского права. 2002. N 3. С. 42.). Однако следует констатировать, что, несмотря на промедление, в 2004 г. Новгородской областной думой был принят Закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) на территории Новгородской области".

Безусловно, многие вопросы, например, землепользования, вполне могут быть урегулированы посредством решений муниципальных органов. Так, специфика городской территории нашла отражение в решении Новгородской городской думы "Об утверждении Правил землепользования и застройки в г. Новгороде", регламентирующем четыре зоны охранного режима культурного слоя IX – XVII вв. Однако остаются проблемы, которые без обновления федерального законодательства не разрешить. Например, требуют разработки и уточнения механизм финансирования паспортизации памятников, а также категория "охранной зоны памятника". При решении подобных вопросов неизбежно потребуется объединение знаний и методологии истории и юриспруденции.

Вас может заинтересовать:


Оставить сообщение...


Ваше имя (ник)

E-mail (не показывается)

Ваше сообщение

К сведению...

Поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Вас может заинтересовать: