Меню

Как полиция применит закон против любителей археологии

Рекомендации МВД России по применению положений ФЗ от 23 июля 2013 г. № 245–ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии".

1. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 245–ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии" (далее – Федеральный закон) направлен на совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы сохранения археологического наследия, вносит соответствующие изменения в Закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804–1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ), Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и Федеральный закон от 25.06.2002 № 73–ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

2. В частности, Федеральным законом вводится в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73–ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" норма, регулирующая порядок проведения работ по выявлению, изучению и сохранению объектов археологического наследия. При этом устанавливается, что документом, подтверждающим право на проведение археологических полевых работ, является разрешение (открытый лист), выдаваемое Министерством культуры Российской Федерации на основании заключения Российской академии наук физическим лицам – гражданам Российской Федерации и подтверждающее право на проведение одного из видов археологических полевых работ: археологических разведок, археологических раскопок или археологических наблюдений.

3. Также Федеральным законом предусмотрено усиление ответственности за административные правонарушения в сфере археологии для граждан, должностных и юридических лиц, в частности, повышение пределов санкций в виде штрафов за невыполнение требований к сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации или выявленного объекта культурного наследия, к содержанию и использованию указанных объектов культурного наследия. Статья 7.15 КоАП РФ дополнена частью 3, которой устанавливается административная ответственность за ведение археологических раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), с использованием металлоискателей и других специальных технических средств поиска или землеройных машин.

В соответствии с пунктами 1 и 56 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.15 КоАП РФ "Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения", 7.15.1 КоАП РФ "Незаконный оборот археологических предметов" уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), статьей 7.33 КоАП РФ "Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству культурных ценностей, обнаруженных в результате проведения таких работ" – должностные лица ФСБ России. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.15 и 7.15.1 КоАП РФ, отнесено к компетенции судей районных судов (абзац третий части 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

4. Кроме того, предусмотренные Федеральным законом изменения в УК РФ выделяют объекты археологического наследия, особо ценные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) и историко–культурные заповедники в качестве самостоятельных объектов уголовно–правовой охраны и увеличивают пределы санкций за их уничтожение или повреждение (новая редакция статьи 243 УК РФ). Уголовная ответственность устанавливается также за повреждение культурного слоя вследствие проведения археологических работ с нарушением установленного порядка (новая статья 243–1 УК РФ), незаконный поиск или изъятие археологических предметов из мест залегания (новая статья 243 УК РФ) и уклонение от передачи обнаруженных археологических предметов государству (новая статья 243–3 УК РФ).

В примечаниях к указанным статьям даны определения понятий "культурный слой", "специальные технические средства поиска", а также установлены суммы крупного размера вреда, причиненного объектам культурного, археологического наследия, и сумма крупного размера культурных ценностей.

Субъектом данных составов преступлений является физическое лицо, достигшее 16–летнего возраста.

5. В соответствии с частью третьей статьи 150 УПК РФ преступления, предусмотренные частями первыми статей 243, 243–3, частями первой и второй статьи 243–2, статьей 243–1 УК РФ, относятся к подследственности подразделений дознания. Расследование вышеуказанных составов преступлений может осуществляться как в общем порядке, так и в сокращенной форме дознания.

Рассмотрение указанной категории уголовных дел в соответствии со статьей 31 УПК РФ отнесено к подсудности районных (городских) судов.

6. Разграничение уголовных преступлений от административных правонарушений, совершенных в сфере археологии, осуществляется по следующим признакам.

6.1. Признаком, разграничивающим уголовно наказуемые деяния, предусмотренные частями первой и второй статьи 243–2 УК РФ "Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов", от деяния, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.15 КоАП РФ "Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения", являются последствия названных деяний.

К административной ответственности по части 1 статьи 7.15 КоАП РФ привлекаются лица, осуществляющие ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом).

К уголовной ответственности по части первой статьи 243–2 УК РФ должны привлекаться лица, осуществляющие поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, по части второй статьи 2432 УК РФ – те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.

6.2. Уголовно–наказуемые деяния, предусмотренные частями первой и второй статьи 243 УК РФ "Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания", от деяния, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.15 КоАП РФ, разграничиваются в зависимости от ценности объекта, который поврежден или уничтожен в результате названных деяний.

К административной ответственности по части 2 статьи 7.15 КоАП РФ привлекаются лица, осуществляющие ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно–наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия.

К уголовной ответственности по части первой статьи 243 УК РФ должны привлекаться лица, осуществившие уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей, по части второй статьи 243 УК РФ – те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко–культурных заповедников или музеев–заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия.

7. Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин является квалифицированным составом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.15 КоАП РФ, и уголовного преступления, предусмотренного частью третьей статьи 2432 УК РФ.

8. Для правильной квалификации вышеуказанных составов преступлений необходимо руководствоваться перечисленными в пункте 1 данных разъяснений законодательными актами Российской Федерации, а также Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33–ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", указами Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" и от 5 мая 1997 г. № 452 "Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения", постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. № 1143 "Об утверждении Положения о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. № 910–р об исключении из числа памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, находящихся в городе Санкт–Петербурге объектов согласно Приложению, и Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным приказом Минкультуры России от 3 октября 2011 г. № 954 (зарегистрирован в Минюсте России 19 декабря 2011 г., регистрационный № 22670).

9. При проведении на территории, обслуживаемой территориальным органом МВД России, археологических полевых работ следует проверять у лиц, осуществляющих такие работы, наличие разрешения (открытого листа), соответствие проводимых археологических полевых работ условиям, предусмотренным разрешением (открытым листом).

10. При обнаружении в ходе проверки документов, личного досмотра граждан, досмотра находящихся при них вещей, а также досмотра их транспортных средств, осуществляемых в порядке, установленном КоАП РФ, либо досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене, вещей, которые могут являться археологическими предметами, для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьями 7.15 или 7.15.1 КоАП РФ, целесообразно доставлять указанных лиц не только в помещение дежурной части органа внутренних дел (полиции), но и в участковый пункт полиции. При этом доставление граждан в служебные помещения органов внутренних дел (полиции) может осуществляться с даты вступления в силу конкретного предписания Федерального закона, которым руководствуется сотрудник полиции.

11. Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования – 24 августа 2013 года, за исключением статьи 7.15.1 КоАП РФ, которая вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования Федерального закона – 24 июля 2014 года, статьи 2433 УК РФ "Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере" и новой редакции статьи 7.33 КоАП РФ, которые вступают в силу по истечении двух лет после дня официального опубликования настоящего Федерального закона – 24 июля 2015 года.

Вас может заинтересовать:


Оставить сообщение...


Ваше имя (ник)

E-mail (не показывается)

Ваше сообщение

К сведению...

Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.

Вас может заинтересовать: